НИКО
Меню
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 576





Основы дрессировки
«Аксул Зет», 1991 год

Дрессировкой называется последовательное приучение собаки к выполнению определенных действий по различным сигналам (голос, жесты, звук свистка, рога, шорохи, определенные запахи и т. п.)

Дрессировщик - это человек, обучающий собаку и работающий с ней. В некоторых ведомствах он называется проводником, или вожатым собаки. Инструктор-дрессировщик должен иметь профессиональную подготовку.


Требования к дрессировщику

Успешная дрессировка собаки обеспечивается настойчивостью и требовательностью дрессировщика при внимательном, добром отношении его к собаке. Он должен знать основы и принципы дрессировки, уметь своевременно поощрять правильные действия собаки, запрещать ошибочные, хорошо владеть интонациями своего голоса, жестами, правильно подавать команды.

Команды

При дрессировке и работе с собакой приняты определенные слова — команды. Как правило, команда должна быть звучной, короткой, на родном языке дрессировщика или владельца собаки.

Следует строго соблюдать различные интонации голоса дрессировщика, подающего команду собаке: приказная — отдаваемая спокойным, ровным голосом; ласковая — поощрение правильных действий собаки, команда «хорошо!», сглаживание; угрожающая — повторение не выполняемой собакой команды угрожающим, настойчивым тоном, без крика, после чего при неисполнении следуют рывок, нажим, удар.

Интонация приказной команды изменяется для возбуждения собаки, преследующей зверя, нарушителя и при запрещении нежелательного действия. Команда «фу!» («нельзя!») всегда произносится строгим, угрожающим тоном.


Приёмы

Приемом дрессировки называются последовательные действия дрессировщика для выработки у собаки определенного навыка.

Методы дрессировки

Механический метод. Этот метод основан на подкреплении условного раздражителя физическим или болевым воздействием а нажимом, рывком поводка, шлепком, ударом хлыста, плетки. При механическом методе можно добиться безотказного выполнения собакой всех команд, но этот метод применим только к сильным, уравновешенным или инертным собакам. В основном он применяется при дрессировке караульных собак и при начальной дрессировке собак-флегматиков.

Главный недостаток метода — в результате сильных раздражителей могут разрушаться нормальные отношения, основанные на привязанности и доверии собаки к человеку. Собака нередко боится дрессировщика, но покорно выполняет его команды, делая это по принуждению, без заинтересованности в работе.

Вкусопоощритсльный метод основан на пищевом раздражителе. Так, обучая собаку приему посадки, дрессировщик показывает ей лакомство, которое держит в руке, поднятой над её головой. Желая получить лакомство, собака, чтобы лучше видеть его, садится и в тот же момент получает лакомство. При этом методе легко устанавливается контакт между дрессировщиком и собакой и быстро образуется вырабатываемый у неё условный рефлекс. Недостаток вкусопоощрительного метода состоит в том, что он не обеспечивает безотказности в работе собаки. Постоянно подкармливаемая собака теряет интерес к занятиям и выполняет команды неохотно, неточно и без необходимой выдержки. Этот метод нередко практикуется при обучении комнатных собак игровым навыкам.

Контрастный метод дрессировки характерен применением раздражителей механического и вкусопоощрительного метода. Действуя раздражителем механического метода, без особой силы и грубости заставляют собаку принять ту или иную позу, после чего немедленно дают ей лакомство. Контрастный метод объединяет положительные стороны вкусопоощрительного и механического методов, при нем контакт дрессировщика с собакой наиболее прочен. Это основной и широко распространенный метод дрессировки собак.

Подражательный метод особенно распространен в пастушьей службе и в некоторых видах охотничьего собаководства. При этом методе в работе взрослых собак участвуют щенки. Они учатся охранять стадо, преследовать зверя и т. д. Этот метод применяют и при дрессировке молодых собак, предназначенных для караульной службы. Их ставят на пост вместе со взрослой караульной собакой или вблизи нее.


Стадии дрессировки

Дрессировку собак ведут последовательно, с переходом от простого к сложному, от чернового исполнения к четкому и безотказному. Вначале помогают собаке понять, что от неё требуется. Например, слегка прижимают се к земле для придания определенной позы. подманивают лакомством после команды «ко мне!», подтягивают («оживляют») апортировочный предмет (поноску), чтобы собака схватила сто и понесла. Все правильные действия собаки в этой стадии обучения непременно поощряют лакомством и лаской. Ошибочные и неправильные действия собаки не поощряют.

В первой стадии дрессировки большое влияние на собаку оказывают посторонние, отвлекающие раздражители, поэтому начальную дрессировку проводят в тихом, уединенном месте.

Во второй стадии дрессировки, проводимой в аналогичной обстановке, выработанный условный рефлекс на ту или иную команду закрепляют выдержкой в исполнении ее, команду сочетают с соответствующим жестом. В этой стадии путем подкрепления правильных действий собаки, затормаживания ее ошибок достигают более четкого и охотного исполнения команд и жестов.

В третьей стадии дрессировки дальнейшее закрепление выработанных условных рефлексов (навыков) проводят в новой, постепенно усложняемой обстановке с различными раздражителями, действующими на собаку (например, присутствие людей, животных, проходящего вблизи транспорта). Для торможения возбуждения, вызванного этими раздражителями, дрессировщик усиливает свое влияние на собаку повторением команды угрожающим тоном, механическим воздействием, например рывком. Окончательное закрепление навыка достигают последующей тренировкой.


Основные правила дрессировки

Дрессировщик во всем комплексе его влияния на собаку (голос, жесты, характер движения, выражение лица, вид его одежды, присущий только ему индивидуальный запах) является для нее главным и сильнейшим раздражителем. Правильные взаимоотношения, прочный контакт между дрессировщиком и собакой внешне характеризуются неослабным наблюдением собаки за дрессировщиком, доверчивым быстрым подходом к нему, полным послушанием и отсутствием боязни. Немаловажное значение имеют движения и жесты дрессировщика. Порывистые, резкие, лишние (например, топанье ногой) движения могут вызвать у собаки проявление оборонительной реакции в форме злобного или трусливого, робкого отношения к дрессировщику.

При организации и проведении дрессировки собак необходимо:

  1. знать особенности поведения собаки, се характер (ласковый, недоверчивый, злобный);
  2. вести дрессировку с определенной для каждого занятия задачей;
  3. тщательно вырабатывать необходимый условный рефлекс у собаки, строго соблюдая условия его образования;
  4. не изменять слов команды, жестов и сигналов, отдавая их четко и единообразно. Менять интонации команды в соответствии с поведением собаки;
  5. непременно поощрять каждое правильное действие собаки;
  6. разнообразить занятия и в ходе их внимательно следить за заинтересованностью собаки работой и за се физическим состоянием;
  7. помогать собаке, наталкивать ее своими действиями на четкое исполнение команды, жеста или сигнала, умело и вовремя поощрять собаку;
  8. четко разграничивать на занятиях рабочее и свободное состояние собаки. При этом соответственно изменяется и поведение самого дрессировщика: на занятиях он должен быть подтянутым, иметь деловой вид. тон команд — приказной, требовательный, настойчивый. В перерывах необходимо предоставлять собаке свободу движений, играть с ней.

При однообразной последовательности исполнения команд у собаки образуется стереотип. Например, сначала посадка, укладка собаки, потом прыжки через препятствия, затем подача голоса и снова повторение их в том же порядке. Через несколько занятий собака, выполнив первую команду «сидеть!», исполняет остальные сама в той же последовательности без команд. Проведение занятий на одном и том же месте, в одно и то же время создаст у собаки такую условную связь, при которой она исполняет команды (работает) только на этом месте и только в это время. Появление помощников дрессировщика на занятиях в одних и тех же тренировочных костюмах приучает собаку реагировать на человека, одетого в такую одежду.


Характерные ошибки дрессировщика:

  1. Неправильная система обучения отдельным навыкам.
  2. Незнание дрессировщиком причин отказа или плохого выполнения команды собакой, особенностей поведения собаки, се характера, физического состояния в данный момент.
  3. Оценка поведения собаки как действий человека (очеловечивание собаки) — наиболее частая и грубейшая ошибка малоопытных дрессировщиков, натасчиков и любителей собак.
  4. Равнодушное отношение к дрессировке, работа по шаблону, без оживления занятия поощрением, игрой, свободной прогулкой и т. д.
  5. Невнимание дрессировщика-натасчика к проявлению врожденной склонности собаки, несвоевременное и неправильное поощрение этого проявления (например, потяжка собаки на птицу, облаивание зверя или приближающегося постороннего человека и т. п.)
  6. Неумение правильно выработать у собаки условный рефлекс, применять безусловные и условные раздражители, своевременно закреплять поощрением правильные действия собаки.
  7. Плохая отработка самим дрессировщиком техники подачи команд, жестов и сигналов, нарушение единообразия в их применении, что путает собаку и задерживает образование вырабатываемого у неё условного рефлекса.
  8. Замена команды созвучным или близким к ней словом (вместо команды «сидеть!» то «садись!», то «сядь!»), нечеткая подача команды и т.п.
  9. Небрежность в обращении с собакой на занятии: наступание на лапы, случайные удары поводком или его карабином по голове; неумелое использование и подгонка применяемого при дрессировке снаряжения.

Характерные ошибки дрессировщика-любителя:

  1. вялое и нерешительное поведение самого дрессировщика, монотонные, неуверенные команды, отсутствие требовательности и настойчивости к обязательному выполнению собакой поданной команды, просительная интонация голоса;
  2. изменение клички собаки, употребление клички в уменьшительной и ласкательной форме:
  3. излишне частое применение команды запрещения «фу!» («нельзя!») с сильным воздействием, что иногда запугивает некоторых собак, или, наоборот, частое «фу!» без подкрепления безусловным раздражителем, что создает равнодушное отношение собаки к этой важнейшей команде;
  4. сглаживание, т. е. поощрение собаки в момент или сразу после подачи запрещающей команды «фу!».

Общая начальная дрессировка

Общая начальная дрессировка необходима для выработки у собаки навыков послушания, правильного поведения се в различных условиях жизни и работы.

Для собак всех пород и назначений обязательными навыками являются:

  1. знание владельца (вожатого, проводника) и присвоенной собаке клички;
  2. безотказный и охотный подход собаки к дрессировщику по команде, жесту или сигналу;
  3. приучение собаки к снаряжению;
  4. свободное состояние после разрешающей команды;
  5. прекращение нежелательных действий собаки;
  6. хождение собаки рядом с дрессировщиком;
  7. отказ от корма, найденного или предлагаемого посторонним.

Для некоторых служебных, охотничьих и части комнатных собак дальнейшими навыками начальной дрессировки будут:

  1. посадка;
  2. укладка;
  3. стояние;
  4. подача голоса;
  5. апортировка;
  6. преодоление препятствий;
  7. возвращение на место;
  8. охрана вещи;
  9. плавание;
  10. равнодушное отношение к выстрелам;
  11. ползание.

У служебных собак, предназначаемых для караульной службы, а также у охотничьих и комнатных собак, применяемых для охраны квартиры, дома, приусадебного сада, огорода и т. п., отрабатывается навык — недоверие к посторонним людям. Первоначальную дрессировку собак начинают со щенячьего возраста, систематическую же дрессировку ведут с 6—8-месячного возраста и позднее. Прежде всего отрабатывают навыки, не требующие принуждении и сильного торможения (знание клички, подход к дрессировщику, преодоление небольших препятствий, прыжки вместе с дрессировщиком). Затем отрабатывают такие приемы, как хождение собаки рядом с дрессировщиком, прекращение нежелательных действий по его команде и т. д.

Нельзя дрессировать собаку в строгой последовательности: сначала только основные навыки, а после них — специальные.

Совершенствование основных навыков и их шлифовка должны вестись параллельно с занятиями по специальной дрессировке.


Знание владельца и присвоенной собаке клички

Собака должна знать владельца (вожатого, проводника) и присвоенную ей кличку. Команда — кличка собаки.

Кличка собаки выбирается се владельцем из коротких отрывистых слов родного ему языка.

Приучают собаку к дрессировщику во время кормления, на прогулках, при уходе за ней. Дрессировщик при этом должен ласково обращаться с собакой и подкреплять знакомство с ней лакомством, сглаживанием и игрой,

Одновременно с дачей пиши и лакомства собаку приучают к ее кличке непременно ласковой интонацией голоса.

Правильное отношение собаки к дрессировщику характеризуется изменением се поведения: при появлении его она машет хвостом, ласкается, внимательно следит за ним и держится вблизи него.

Характерные ошибки дрессировщика:

  • грубое обращение с собакой:
  • искажение и изменение ее клички.

Подход собаки к дрессировщику (подзыв)

Команда «ко мне!». Жест для служебных собак — вынесенная в сторону на высоту плеча рука резко опускается к бедру. Для охотничьих собак звуковой сигнал (свисток, рог).

Подход собаки к дрессировщику должен быть быстрым, охотным, безотказным. Команда «ко мне!» сочетается с кличкой, с показом лакомства в руке. За подход а дача лакомства, сглаживание. При медленном, вялом подходе дрессировщик, повторив команду и показав лакомство, быстро отбегает от собаки.

Переход на подзыв по жесту начинается после достаточно четкого исполнения собакой команды «ко мне!». Применяют жест одновременно с подачей команды. К собакам спокойным, флегматичным допустим рывок удлиненным поводом после подачи команды «ко мне!».

Подход по свистку и другим сигналам отрабатывают после четкого исполнения команды «ко мне!» сначала одновременно с ней. затем только по сигналу. Подкрепление лакомством за первоначальное исполнение подхода к дрессировщику по команде и сигналу должно быть более обильное.

Служебных собак приучают при подходе, сесть перед дрессировщиком, обходить его справа кругом, самостоятельно останавливаться или садиться v левой его ноги. Для этого при подходе собаки дрессировщик переносит лакомство за спиной из правой руки в левую, которой и скармливает лакомство.

Характерные ошибки дрессировщика:

  • наказание собаки за неисполнение команды, замедленный подход;
  • угрожающая интонация голоса вместо ободряющей в период образования первоначального исполнения навыка;
  • дача лакомства из правой руки.

Приучение собаки к снаряжению (ошейнику, поводку, наморднику)

Без особой команды. Навык необходим для всех собак. Вначале собаку приучают к ошейнику, затем к поводку и наморднику.

Из-за механического раздражения от ошейника и особенно от намордника собака сразу пытается снять их лапами, трением о землю и т. д. Чтобы отвлечь собаку от этих действий, дрессировщик выводит се на прогулку, играет с ней, периодически на короткое время снимает ошейник или намордник и вновь надевает его. После выгула ошейник снимают. Время носки ошейника на прогулке постепенно увеличивают. Спокойное отношение собаки к нему поощряют лакомством, поглаживанием и игрой.

Со временем момент надевания ошейника, поводка или намордника становится положительным сигналом (условным раздражителем) выхода собаки на прогулку.

Правильно затянутым на шее собаки ошейник считается тогда, когда под него плотно, но не туго проходит большой палец руки дрессировщика.

Надевание намордника требует от дрессировщика сноровки и быстроты действий. Дрессировщик должен правильно подобрать намордник по размерам головы собаки, наблюдать, чтобы ремни намордника не причиняли неудобств глазам и ушам, не мешали свободному дыханию собаки, особенно в летнее время. Попытки собаки снять намордник лапами или трением о землю дрессировщик прекращает командой «фу!», быстрым движением вперед и в стороны, рывком поводка. Спокойное отношение собаки к наморднику необходимо поощрять.

Характерные ошибки дрессировщика:

  • неправильная подгонка снаряжения;
  • применение металлической цепи вместо кожаного поводка;
  • грубое обращение с собакой.

Свободное состояние собаки. Команда «гуляй!»

Свободное состояние собаке предоставляют во время выгула. Ее освобождают от поводка по команде «гуляй!». Неослабно наблюдая за собакой, дрессировщик привлекает се внимание к себе, играет с ней. не допуская окриков. В городских условиях, при возможности, собаку выгуливают на удлиненном поводке.

Характерные ошибки дрессировщика:

  • предоставление собаке свободного состояния на городских улицах и дорогах;
  • преждевременный спуск собаки с поводка;
  • окрики и проявление грубости.

Прекращение нежелательных действий собаки

Команда «фу!» («нельзя»), у охотников практикуется «Брось!» и др. Навык необходим для всех собак. Занятия проводятся в местах, где внимание собаки может отвлекаться домашними животными и птицами, остатками ли щи и т. п. При попытке собаки приблизиться к ним лается резкая с угрожающей интонацией команда «фу!». сопровождаемая сильным рывком поводка, для возбудимых, сильных собак — строгого ошейника или ударом хлыста. После безотказного исполнения собакой команды «фу!» на поводке занятия проводятся без него.

Применение команды «фу!» допустимо лишь в те моменты, когда дрессировщик точно определил причину отвлечения собаки. Эта команда для караульных собак заменяется командой «рядом!» с угрожающей интонацией и рывком поводка.


Хождение собаки рядом с дрессировщиком

Положение собаки на месте и в движении — правой стороной грудной клетки у левой ноги дрессировщика, на линии его колена. Команда «рядом!» или «к ноге!». Охотничья собака приучается идти по этой команде сзади левой ноги охотника.

В начале дрессировки этот навык отрабатывают на коротком поводке (рука дрессировщика находится в 20—30 см от ошейника.) Выполнение приема требует от дрессировщика терпения.

При выдвижении собаки вперед, в сторону или при отставании, команду «рядом!» повторяют и немедленно вслед за ней (но не раньше!) следует рывок поводком. Дрессировщик двигается по прямой линии. Правильное положение собаки у ноги поощряется лакомством, ласковой командой «хорошо! рядом!». Попытки собаки изменить положение у ноги вызывают повторную команду «рядом!» и рывок поводком. Темп движения дрессировщика постепенно меняется, следуют повороты в сторону и кругом. Перед каждым поворотом, для предупреждения собаки, обязательна подача команды «рядом!».

Принюхивание собаки к земле при движении прекращают командой и рывком.

Постепенно поводок ослабляют, опускают на землю, заменяют длинным или отстегивают от ошейника вовсе. Всякая попытка собаки изменить свое положение у ноги дрессировщика вызывает приказную интонацию команды «рядом!». Правильное положение собаки у ноги дрессировщика поощряется.

Обученная собака по команде «рядом!» правильно идет у ноги дрессировщика в любой обстановке и при разном темпе движения.

Характерные ошибки дрессировщика:

  • применение рывка до команды;
  • отсутствие наблюдения за движением и положением собаки;
  • неосторожное движение и резкие повороты без предварительной команды.

Отказ от корма, найденного или предлагаемого посторонним. Команда «фу!» («нельзя!»)

Основная трудность дрессировки этому навыку -выработка у собаки торможения такой реакции, как пищевая.

Вначале собаке запрещают брать корм вне места обычного ее кормления, для этого кормушку с пищей ставят на другое место и выводят туда собаку на коротком поводке в часы между обычными кормлениями. Попытки собаки взять пищу из кормушки прекращаются командой «фу!» и рывком поводка, если команда не действует. Прием усложняют, усиливают, сажая собаку вблизи кормушки с выдержкой в этом положении. Попытки собаки изменить позу, подвинуться к кормушке прекращаются командой «сидеть!» с угрозой в голосе. Если собака срывается с места и бросается к кормушке, подается команда «фу!», сопровождаемая сильным рывком поводка. Исполнение команды, равнодушное отношение к кормушке с пищей закрепляют поощрением, переносом кормушки на обычное место и кормлением там собаки.

На следующем этапе занятий дрессировщик держит собаку на привязи или на коротком поводке, находясь позади нее. Помощник дрессировщика выходит из ближайшего укрытия с лакомством в руке. Подходя к собаке, он окликает ее, показывая лакомство. Как только собака потянется к помощнику, дрессировщик командует «фу!» и делает рывок поводком. Попытки собаки тянуться к кусочкам пищи, разбрасываемым помощником на расстоянии, доступном для собаки, дрессировщик прекращает тем же способом. Сильную и жадную к пище собаку, на которую рывок не действует, дрессировщик ударяет сзади прутом или хлыстом. помощник же в свою очередь слегка шлепает ее по морде рукой, в которой держит лакомство.

Выработанное у собаки равнодушное отношение к корму, предлагаемому помощником, дрессировщик закрепляет дачей ей лакомства из своих рук.

Затем дрессировщик отходит от собаки в укрытие, заменив короткий поводок удлиненным. Потяжку собаки к лакомству, разбросанному помощником, последний прекращает шлепком, ударом, а дрессировщик — рывком поводка и командой «фу!». Попытки собаки подобрать разбросанный корм в отсутствии помощника прекращаются таким же способом.

Так же приучают собаку не брать корм, разбросанный в любом месте. Помощник разбрасывает кусочки пищи на месте, указанном дрессировщиком, обычно там, куда собака чаще всего выводится; в ходе занятий эти места постоянно меняются. Дрессировщик выводит собаку на прогулку на длинном поводке. Отпуская ее командой «гуляй!», он зорко следит за ней. Попытку подобрать лакомство прекращает командой «фу!»и рывком поводка. Равнодушие к подброшенной пище поощряет лакомством.

Чем чаще и разнообразнее (по месту, обстановке и времени) будет провоцироваться собака на подброшенный и найденный корм с запрещением брать его и поощрением лакомством при отказе от корма, тем прочнее у неё образуется навык не искать и не подбирать корм.

Примерно так же дрессируют не принимать корм от посторонних и комнатную собаку в квартире. Для служебных собак отказ от корма сочетается с развитием злобы.

Характерные ошибки дрессировщика:

  • кормление собаки в разное время суток;
  • разрешение брать подачки от посторонних и знакомых;
  • проведение занятий с голодной собакой;
  • допуск бродяжничества собаки;
  • однообразная пища, отсутствие в ней необходимых организму собаки веществ.

Посадка собаки

Этот навык необходим для пастушьих, розыскных и других служебных собак. Желателен для охотничьих. Исключается для караульных собак. Команда «сидеть!». у некоторых охотников «сядь!». Жест для служебных собак — вытянутая снизу вверх на линию плеча правая рука полусгибается в локте ладонью вперед, к собаке или поднятая выше линии плеча правая рука, не сгибаемая в локте.

При вкусопоощрительном методе дрессировки подается команда «сидеть!», пока собака (обычно щенок), видя лакомство и попрыгав за ним, сама не займет положение посадки, что и закрепляется дачей лакомства, поглаживанием.

При контрастном методе дрессировщик держит собаку на поводке и, повернувшись к ней, левой рукой нажимает на крестец собаки, правой рывком подтягивает вверх поводок, произнося команду «сидеть!». За выполнение этой команды собаке дают лакомство. Потом дрессировщик даст команду, не нажимая на крестец собаки. Дальнейшее усложнение приема — выработка быстрой и четкой посадки по команде «сидеть!» с выдержкой в этом положении от 10 до 15 секунд.

Затем отрабатывают посадку собаки на различном расстоянии от дрессировщика: на полдлины удлиненного поводка, на всю его длину и без поводка. Дергать поводком в момент подачи команды не следует. Команда сочетается с одновременной подачей жеста посадки. Выдержка в этом положении постепенно возрастает от 30 до 40 секунд. При отвлечении собаки, срывах с места посадки подается команда «сидеть!» с угрожающей интонацией и с вводом безусловного раздражителя. Отвлекающейся собаке, которую надо усадить, подают строго команду «Сидеть!».

Р.А.К.
Меню
Памятка
Список гетманов Украины

Гетманы Украины до разделения

   1. Пац, Юрий
1486—1492
   2. Путятич, Дмитро
 1492—1505
   3. Полозович, Сенько
 1510—1524
   4. Вишневецький, Дмитро
1550—1557
   5. Лобода, Григорий
1594—1596
   6. Наливайко, Северин
1594—1596
   7. Василевич, Гнат
1596—1597
   8. Тихон, Байбуза
1597
   9. Полоус, Федор
 1598
  10. Скалозуб, Семен
1599
  11. Кошка, Самуил
 1600—1602
  12. Вишнивецкий, Дмитрий (Байда)
 16??—1648
  13. Хмельницкий, Богдан Михайлович
 1648—1657
  14. Хмельницкий, Юрий Богданович
1657
  15. Выговский, Иван Евстафьевич
1657—1659
  16. Хмельницкий, Юрий Богданович
1659—1660


Гетманы Правобережной Украины

   1. Тетеря, Павел
 1663—1665
   2. Опара, Степан
1665
   3. Дорошенко, Пётр Дорофеевич
1665—1668
   4. Ханенко, Михаил
1669—1674
   5. Хмельницкий, Юрий Богданович
1677—1681
   6. Самусь, Самойло Иванович
1692—1704


Гетманы Левобережной Украины

   1. Самко, Яким Семёнович
1660—1663
   2. Брюховецкий, Иван
1663—1668
   3. Многогрешный, Демьян
1669—1672
   4. Самойлович, Иван
1672—1687
   5. Мазепа, Иван Степанович
1687—1708
   6. Скоропадский, Иван Ильич
1708—1722
   7. Полуботок, Павел Леонтьевич
1722—1724
   8. Апостол, Даниил Павлович
1727—1732
   9. Разумовский, Кирилл Григорьевич
 1750—1764


Гетман Украины в эмиграции

  
1. Орлик, Филипп Степанович
1710—1742


Гетман Украинской державы

  
1. Скоропадский, Павел Петрович
апрель-декабрь 1918


Исторические казачьи войска
Реестровое казачество · Азовское войско · Черноморское войско · Бугское войско · Кавказское линейное казачье войско · Задунайская сечь · Персидская казачья бригада · Запорожская сечь
Казачьи чины
Казак · Приказный · Младший урядник · Старший урядник · Вахмистр · Подхорунжий · Хорунжий · Сотник· Подъесаул · Есаул · · Войсковой старшина · Полковник Генерал-майор
 Генерал-лейтенант
Генерал от кавалерии


Статистика